ГИПЕРМАРКЕТ КРЕДИТОВ

Даю деньги в долг под расписку в астрахани

За триста с лишним лет люди, пришедшие из центра России и поселившиеся среди якутов, юкагиров, ламутов, чукчей сумели сохранить русский язык, русский тип лица и русские обычаи. Кроме фильма замечательная статья «Старинные люди у холодного океана» с фотографиями, основанная на этнографическом обозрении В. Кому лень читать много букв — мотайте сразу к фильму.

А год за годом, как река бежит. И казалось, едва ли оно может еще где-нибудь идти так медленно и так неприметно.

Мы, люди интеллигентные, живем очень нетерпеливо и быстро меняемся: десятилетие за десятилетием делит нас на поколения, нередко чуждые друг другу.

Русский народ, во всей своей массе, тоже теряет черты быта, верований, произведения художественного творчества если и не так быстро, то все же неизбежно и безвозвратно.

Старинных людей нет теперь даже у нас в России, — так можно было думать до недавнего времени, пока не появился этнографический очерк В. Грустно ли это, нормально ли — вопрос другой.

Но раз факт существует, он приобретает ценность чрезвычайно выдающегося явления. Я думаю, что археолог считал бы для себя величайшим счастьем, если бы, раскопав могилу XVI-го или XVII-го века, он мог хоть сколько-нибудь правдиво облечь вырытый им древний скелет в надлежащие одежды жизни, дать ему душу, услышать его речь. Древних людей в Русском Устье ему откапывать не надо.

Перед ним, в Русском Устье, эти древние люди как бы и не умирали. Но особенную ценность этот русский древний оазис среди окружающих инородцев имеет в вопросах этнографии. Для этнографии нет большего зла и врага, чем цивилизация, в европейском смысле этого слова.

Жители Русского Устья равнодушны не только к каким бы то ни было гражданским правам, но даже к грамоте. И можно смело сказать, что они во всем подобны не только своим пращурам времен Ивана IV-го, но и своим более ранним предкам, которые ради привольных промыслов ходили из Новгородской земли в заветные места Европейского Севера, а затем — и Сибири. Вместе с тем устьинцы отражают на себе некоторое влияние государственной опеки: государственной администрации, казны, пожалуй, даже идеологии.